Основные принципы. (basic principles)1. Постоянное ускорение* (constant acceleration) шнура (line) до сброса петли (loop).Что при забросе вперед (forwardcast), что при забросе назад (backcast), независимо от того используется ли тяга (haul) второй рукой, это необходимое условие для построения правильного заброса, формирования правильных петлей (loop formation). Нарушение этого принципа ведет к перехлестам (tailing loop) или открытым петлям (open loop) в зависимости от того каким образом этот принцип был нарушен. Больше приложено силы и/или тяга в начале заброса - перехлест, потеря ускорения в конце заброса до момента сброса петли - открытые петли. Приложение силы должно быть плавным, любые резкие движения нежелательны (smooth application of power). В случае если применяются тяги, то чем позже применяется тяга тем лучше. Отлично если тяга совпадает с финальным движением кисти (wrist movement). Тяга должна производится тоже с ускорением, остановка тяги должна совпадать с моментом сброса петли или его обуславливать (забросы в технике без стопов (stopless)). * Под этим подразумеваем что скорость тюльпана с момента начала заброса увеличивается до момента сброса петли. Изменение ускорения определяет форму петли. В большинстве случаев возрастающее ускорение предпочтительнее.2. Правильный тайминг (timing)Заброс можно разбить на 4 фазы: заброс назад, дрейф назад (backwards drift), заброс вперед, дрейф вперед. Организация этих фаз по времени называется таймингом. После сброса петли рука с удилищем продолжает двигаться в направлении заброса - это называется дрейфом, рука держащая шнур, в случае выполнения тяги, движется к месту откуда будет выполняться тяга при забросе в другую сторону. Назначение дрейфа - обеспечить паузу требуемую для разворота петли и правильное/удобное положение рук для начала заброса в другую сторону. В противном случае теряется эффективность забросов, возможны отстрелы мушек. Если рука с удилищем начинает двигаться в направлении следующего заброса сразу после сброса петли или раньше чем развернется шнур, это называется сползанием (creeping). Это ведет к сокращению эффективной арки заброса (casting arc) и обычно к неправильному приложению сил к забросу в другом направлении. Арка заброса показывает положение удилища в начале заброса и в момент сброса петли. В свою очередь заброс можно разделить на 2 подфазы: начальное перемещение удилища (pulling) (обеспечивает надлежащее выпрямление и натяжение шнура) и собственно сам силовой заброс (обеспечивается в большей степени поворотом удилища (rotation) в плоскости заброса). Начальное перемещение как и дрейф при работе с небольшим количеством шнура ( вплоть до длины средней торпеды за тюльпаном) небольшие, порой едва обозначаемые движения. Поворот должен начинаться не позже чем рука с удилищем пересекает ось тела.3. Контроль петли (loop control)Чем уже петля тем меньше сопротивление воздуха. С первых же упражнений большое внимание надо уделять формированию петель как при забросе вперед так и при забросе назад. Важно не допускать перехлестов, петли не должны быть открытыми. Ветер “пробивает” не удилище, способность уверенно работать при ветре определяется возможностями самого нахлыстовика. Прогрессивная техника предполагает уверенное управление формой петель. В зависимости от условий (направление, сила ветра, вес мушки /мушек относительно снасти) надо уметь формировать сужающиеся петли ( прогрессивное ускорение до сброса петли), открытые петли (регрессивное ускорение), уметь управлять формой петли после момента сброса петли.4. Плоскость (casting plane)Очевидно, что забросы назад и вперед надо делать в одной плоскости. В зависимости от условий плоскость заброса может меняться от горизонтальной до вертикальной. При бросках на дальность плоскость должна быть максимально приближена к вертикальной. Потери при несовпадении плоскостей заброса назад и вперед могут достигать 20%. При забросах необходимо обращать внимание и на плоскость в которой разворачивается петля, она должна совпадать с плоскостью заброса, если намеренно не задумано иначе. Отрабатывать броски в плоскости имеет смысл вдоль реальной стены или по крайней мере прямолинейной разметки. Естественные движения рук, особенно при увеличенной арки заброса как правило не способствуют сохранению плоскости заброса. Это надо тренировать.Вообще здесь имеет смысл оговориться: забросы вперед и назад можно совершать в разных плоскостях, важно, чтобы после выпрямления шнура после заброса он оказался в плоскости построения заброса в противоположном направлении. Т.е. эффективность сохраняется как минимум и в случае забросов в соосных плоскостях ( с поправкой на гравитацию ). Существуют два очень важных момента при построении заброса: постоянное натяжение шнура и прямая траектория движения тюльпана на участке разгона шнура до момента сброса петли (SLP -straight line pass of the rod tip). При соблюдении первых четырех принципов и то и другое будут являться следствием правильности их исполнения. При тренировках определенно имеет смысл обращать внимание именно как на постоянное натяжение шнура, так и на разгонную траекторию тюльпана.5. Эргономика (ergonomics) Более хорошо владеющего снастью нахлыстовика всегда отличит меньшая арка заброса при том же количестве шнура за тюльпаном и вообще меньшее количество энергии затрачиваемое при забросах. При совершенствовании техники необходимо анализировать каждое движение, начиная с выбора стойки, хвата, движений корпуса и т.д. Надо избавляться от паразитных движений и искать лучшие способы выполнения необходимых действий с учетом персональной моторики. Именно в этом будет заключаться индивидуальный подход/техника а не в тех или иных паразитных, бессмысленных движениях.Анвар М.